ПРОЕКТ
#Ранняя_помощь_Саратов
(информирование родителей детей от 0 до 3 лет о ранней помощи)
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Срок реализации: 01.07.2023 – 31.12.2023 г.
Что такое ранняя помощь?
Ранняя помощь – это поддержка семей с детьми от рождения до трех лет, направленная на развитие и благополучие детей, у которых выявлено отставание в развитии или существует риск его появления. Это может проявляться в таких областях развития, как социально-эмоциональное, познавательное, двигательное, коммуникативное и развитие навыков адаптации.
Программы ранней помощи направлены на поддержку компетентности родителей, включение ребенка в жизнь сверстников, повышение качества жизни семьи.
Ранняя помощь бесплатна. Ее оказывают службы и отделения, работающие на базе государственных учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты населения, а также социально ориентированные некоммерческие организации.
Кто нуждается в ранней помощи?
Дети, нуждающихся в услугах ранней помощи – дети от 0 до 3 лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, дети группы риска, а также их родители или законные представители.
Куда обратиться за ранней помощью?
В Саратове услуги ранней помощи оказывают:
ГАУ СО «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», отделение ранней помощи г. Саратов, ул. Гвардейская, д. 7А, тел.: (8452) 63-76-29
АНО «С первых дней» Тел., WhatsApp: +7 (987) 837-37-02, е-mail: ano-spd@yandex
Что означает “Ранняя помощь” детям?
Ранняя помощь – это набор услуг, которые предлагаются детям в возрасте от 0 до 3-х лет с ограниченными возможностями и тем, кто находится в зоне риска, а также их семьям. Эти услуги нацелены на:
– поддержку физического и психического развития ребенка, помощь в адаптации к повседневной жизни;
– создание благоприятных отношений между ребенком, родителями и теми, кто непосредственно ухаживает за ребенком;
– помощь ребенку в интеграции в общество и среду сверстников;
– повышение родительской и опекунской компетентности.
Если у вас есть вопросы, свяжитесь с нами.
Для чего необходима ранняя помощь?
В младенчестве и детстве происходит формирование будущего человека, и важно, чтобы этот процесс проходил гладко. Большинство детей постигает определенные этапы развития, такие как ходьба и речь, в ожидаемые сроки. Однако у некоторых детей развитие может быть замедленным или необычным. Возможные причины могут включать физические недостатки или неблагоприятную среду, либо сочетание этих факторов. Если детям, нуждающимся в услугах раннего вмешательства, их не предоставить, они могут столкнуться с более значительными ограничениями в жизни.
Раннее вмешательство для ребенка и его семьи может:
– улучшить функциональность ребенка (его способность участвовать в повседневных домашних, внедомашних и общественных делах);
– способствовать улучшению качества взаимодействия и отношений между ребенком и родителями, а также другими лицами, ухаживающими за ним;
– помочь родителям и другим лицам, ухаживающим за ребенком, стать более компетентными в вопросах его развития и воспитания;
– позволить ребенку включиться в среду сверстников и расширить его социальные контакты.
Если у вас есть какие-либо вопросы или вам нужна дополнительная информация, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам.
В каких случаях следует обращаться за ранней помощью?
Если у вас возникли какие-либо из следующих ситуаций, это может быть сигналом для обращения за ранней помощью:
- Если у вас есть какие-то опасения или вопросы по поводу развития и воспитания вашего ребенка.
- Если вы заметили, что развитие или поведение вашего ребенка отличается от сверстников.
- Если ваш ребенок родился раньше срока.
- Если вашему ребенку был поставлен медицинский диагноз, который может повлиять на его развитие.
- Если у вашего ребенка есть инвалидность.
- Если ваша семья сталкивается с сложными обстоятельствами, которые могут влиять на развитие и поведение вашего ребенка.
- Если вы мама или папа ребенка в возрасте от 0 до 3 лет, и вам требуется помощь и поддержка.
Если у вас есть вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь связаться с нами.
Какие услуги входят в раннюю помощь?
Сегодня мы поговорим о том, какие услуги предоставляются в рамках ранней помощи. Вот список услуг, которые мы предлагаем:
– Определение необходимости в ранней помощи для ребенка и его семьи.
– Проведение оценки и разработка индивидуальной программы ранней помощи.
– Оказание услуг в соответствии с индивидуальной программой: помощь в развитии функционирования ребенка в повседневных ситуациях, развитие его общения и речи, мобильности, самообслуживания и бытовых навыков, познавательной активности, психологическое консультирование, поддержка социализации.
– Промежуточная и итоговая оценка эффективности индивидуальной программы.
Также мы предлагаем некоторые дополнительные услуги: продолжительное консультирование, краткосрочное предоставление услуг без разработки индивидуальной программы, консультирование родителей во время адаптации ребенка к образовательному учреждению.
Если у вас возникнут вопросы, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Какие навыки у детей от 0 до 3 лет развиваются при ранней помощи?
- Социальные навыки: Ранняя помощь помогает детям развивать социальные навыки, такие как общение, игра с другими детьми, умение делиться и сотрудничать. Это также помогает преодолеть застенчивость и улучшить самооценку.
- Когнитивные навыки: Дети учатся думать, решать проблемы, понимать причинно-следственные связи и развивать свои умственные способности.
- Физические навыки: В процессе активности и игр с другими детьми и взрослыми, дети развивают координацию движений, моторику и общую физическую подготовку.
- Эмоциональные навыки: Дети обучаются распознавать и выражать свои эмоции, справляться со стрессом и тревогой, а также развивать самоконтроль.
- Навыки самообслуживания: Ранняя помощь способствует развитию навыков самообслуживания, таких как умение одеваться, кушать, пользоваться туалетом и выполнять простые домашние обязанности.
- Речь и язык: Раннее вмешательство помогает развивать речь ребенка, его словарный запас и понимание языка. Это важно для успешного обучения в будущем.
- Творческие навыки: Игры и занятия, предлагаемые в рамках ранней помощи, способствуют развитию творческих способностей ребенка, таких как воображение, креативность и художественное выражение.
- Отношения с родителями: Ранняя помощь также помогает родителям лучше понимать потребности своего ребенка и строить с ним крепкие, доверительные отношения.
- Готовность к обучению: Ранняя помощь подготавливает детей к успешному обучению в школе, развивая их мотивацию, внимание и умение сосредотачиваться.
Все эти навыки важны для развития ребенка и его будущего успеха. Родителям важно понимать, что каждый ребенок уникален и развивается в своем собственном темпе. Важно поддерживать ребенка в его развитии и обращаться за помощью, если возникают какие-либо трудности.
Консультации для родителей детей раннего возраста
АНО “С первых дней” проводит бесплатные консультации для родителей детей от 0 до 3 лет. Наши специалисты помогут вам разобраться в развитии вашего ребенка и выявить возможные проблемы.
С какими проблемами к нам обращаются родители:
- Задержка речевого развития
- Трудности коммуникации
- Сложности в приеме пищи
- Ребенок плохо реагирует на обращенную речь, имеет очень маленький словарный запас
- Играет однообразно, не интересуется игрушками, с трудом идет на контакт
- Ребенок есть однообразную пищу, имеет проблемы с жеванием и глотанием
- Как проходит консультация?
Консультация проходит в формате беседы с психологом, логопедом или дефектологом. В ходе беседы специалист выясняет, как развивается ваш ребенок, какие у него есть особенности, и дает рекомендации по его воспитанию и обучению.
Записаться на консультацию можно по телефону:
+7 (987) 837-37-02
Запись на бесплатные консультации продолжается, и у нас осталось всего 10 свободных мест.
Каждый маленький участник получит не только квалифицированную помощь, но и замечательный подарок от нашей команды.
Мы ждем вас!
Почему нужен специалист по ранней помощи?
В последнее десятилетие развитие ранней помощи в мире привело к возникновению и активному развитию новой специальности с квалификацией «специалист в области ранней помощи детям и семьям». Её появление обусловлено целым рядом причин.
Во-первых, в ранней помощи нуждаются дети, имеющие сочетание нарушений сразу в нескольких областях развития/функционирования, и для оказания им помощи необходимо одновременно несколько специалистов, что требует значительных временных, пространственных и финансовых затрат. Гораздо экономичнее организовать работу одного специалиста, который обладает комплексными знаниями и компетенциями, соответствующими большинству потребностей ребенка и семьи.
Во-вторых, исследования в области ранней помощи свидетельствуют об эффективности обучения маленького ребенка в естественной среде, в ежедневных жизненных ситуациях, что требует оказания помощи в домашних условиях. В соответствии с этим, оказание услуг ранней помощи переориентируется с посещения семьей учреждения на организацию домашних визитов и работу в естественной среде ребенка. При этом для программы ранней помощи и семьи наиболее простым и естественным является организация домашнего визита или приема в центре одним специалистом.
В-третьих, ведущим принципом оказания услуг ранней помощи является семейно-ориентированность с установлением и поддержанием зачастую долговременных отношений сотрудничества и партнерства с ребенком и семьей. Для построения таких отношений семье важно строить взаимодействие с одним специалистом.
В-четвертых, ранняя помощь должна быть доступна всем детям, независимо от места проживания. И, если семья живет в селе/деревне/поселке, где нет возможности открыть подразделение ранней помощи, лучшим выходом будет организовать работу кабинета ранней помощи. Работающий в нем «специалист в области ранней помощи» обеспечит необходимыми услугами детей и их семьи, оказываемых в форме домашних визитов.
Специалист по ранней помощи оказывает поддержку семьям с детьми младенческого и раннего возраста, решая задачи создания условий развития ребенка, предотвращения или снижения задержек, нарушений развития и поведения, ограничений жизнедеятельности. Для этого он использует специфические подходы: биопсихосоциальный, семейно-центрированный, обучения ребенка в естественных жизненных ситуациях с опорой на его собственную активность, функциональный подход, а также подход, способствующий формированию психического здоровья ребенка во взаимодействии и формировании отношений с родителями.
Специалист по ранней помощи самостоятельно работает с семьей в целом, создаёт, развивает и поддерживает постоянные рабочие отношения с семьёй. Он становится главным экспертом по «целому» ребенку, а не только сосредотачивается на отдельных областях развития ребенка или на его «неумениях» в этих областях. Специалист вместе с родителями предоставляет ребенку возможность использовать свои сильные стороны и участвовать в своем развитии.
Такой подход минимизирует негативные последствия для психоэмоционального состояния ребенка раннего возраста и его родителей, когда семья контактирует с несколькими разными специалистами. Вместо фрагментарного подхода и множества рекомендаций от разных специалистов, семья получает скоординированную помощь из «одного окна».
Источник: ИРАВ https://irav-spb.ru/
Какими навыками должен обладать специалист по ранней помощи?
Специалист по ранней помощи должен иметь междисциплинарную подготовку и обладать разнообразными компетенциями в таких областях, как:
- Поддержка развития детей с различными ограничениями жизнедеятельности (задержками развития, ограничениями способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться, различной степени выраженности)
- Работа с диадой «мать-ребенок», с семьей в целом
- Консультирование и применение коучинговых стратегий для повышения компетентности родителей, вовлечения их в сотрудничающие отношения, усиления их возможностей
- Оказание психологической поддержки семье
Очевидно, что специалисту необходимы новые междисциплинарные профессиональные знания, умения и навыки, например:
а) навыки организации помощи ребенку и семье по технологии ранней помощи в соответствии с основными принципами и подходами
б) знания возрастных норм развития детей раннего возраста во всех областях
в) знания видов нарушений функционирования и психического здоровья детей раннего возраста
г) навыки проведения комплексной оценки развития и функционирования детей раннего возраста, включая сферы познания, коммуникации, мобильности, социального взаимодействия, заботы о себе
д) знания о комплексных программах помощи ребенку, основанных на собственной активности ребенка и его участии в ЕЖС
навыки построения и реализации комплексных программ помощи ребенку и его семье
е) знания и навыки организации игрового взаимодействия и способов поддержки развития детей с различными нарушениями (сенсорными, двигательными, речевыми, ментальными, множественными)
ж) знания об адаптации окружающей среды в соответствии с потребностями ребенка
з) навыки консультирования и применения коучинговых стратегий для обучения родителей
- Для того, чтобы обеспечить возможность улучшения функционирования ребенка и его обучение в ЕЖС, специалист по ранней помощи решает ряд ключевых задач:
- в партнерстве с родителями проводит комплексную оценку функционирования ребенка и разработку индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП), включающую использование современных методик с доказанной эффективностью, подбор способов обучать ребенка
- организует реализацию ИПРП, для чего помогает родителям овладеть эффективными способами взаимодействия с ребенком, поддержки его развития и улучшения функционирования в ЕЖС, с учетом потребностей, ресурсов и ограничений как ребенка, так и его семьи, а также помогает в оптимизации развивающей среды ребенка
- содействует формированию позитивных отношений родителей с ребенком для его оптимального личностного развития, как человека активного, вовлеченного, способного, самостоятельного
- заботится о стабилизации психологического состояния родителей
- в партнерстве с родителями проводит мониторинг результативности реализации ИПРП и обеспечивает внесение в неё необходимых изменений
Источник: ИРАВ https://irav-spb.ru/
ПОЧЕМУ СПЕЦИАЛИСТ ПО РАННЕЙ ПОМОЩИ НЕЗАМЕНИМ?
Необходимо заметить, что в настоящее время в системе ранней помощи работают разные специалисты: логопеды, педагоги, психологи, специалисты по АФК и часто другие. Однако, если изучить профессиональный стандарт / проект каждого из них, можно увидеть, что целью профессиональной деятельности этих специалистов являются совершенно иные трудовые функции, которые обеспечивают довольно узкие и специфические навыки детям. Существующие профессиональные стандарты / проекты специалистов, уже работающих в сфере ранней помощи, не включают в себя необходимых компетенций в сфере ранней помощи, не покрывают ключевых трудовых функций, не требуют комплексных знаний, не учитывают специфику обучения младенцев и детей раннего возраста.
Так основной целью профессиональной деятельности педагога-дефектолога (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог) является «Организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми для жизни человека в обществе, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; оказание коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; методическое обеспечение процессов образования, оказания коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья».
Основной целью профессиональной деятельности педагога-психолога (в сфере образования) является «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации …»
Если исходить из понимания целостности функционирования ребенка, учета взаимовлияния разных факторов в развитии ребенка, целей улучшения функционирования ребенка и повышения компетентности родителей в разных вопросах, критически важен специалист со специфическими компетенциями, относящимися к широкому кругу функционирования ребенка и семьи. К сожалению, упомянутые выше специалисты не могут ответить на современные требования к содержанию помощи. Имеющиеся в Российской Федерации профессиональные стандарты, требования к образованию, обучению и трудовым функциям не соответствуют требованиям, предъявляемым к работе в области ранней помощи.
Ранняя помощь – важнейший элемент системы, влияющей на благополучие не только детей с ограничениями жизнедеятельности и их семей, детей и семей из группы риска, но и общества в целом, поэтому ее развитие и качественное осуществление являются одними из важнейших задач развития страны. Специалист по ранней помощи – краеугольный камень всей системы ранней помощи. Без появления таких специалистов в достаточном количестве и соответствующем качестве говорить о становлении в России системы ранней помощи невозможно. Сейчас актуальным является вопрос создания профессионального стандарта «Специалист по ранней помощи детям и их семьям», который позволит предоставлять детям и семьям помощь, ориентированную в целом на их жизнь, избежать разрозненности и фрагментарности, чего трудно достичь, если помощь оказывают несколько узких специалистов, даже получивших дополнительное профессиональное образование по ранней помощи.
Источник: ИРАВ https://irav-spb.ru/
Публикации размещены в рамках проекта #Ранняя_помощь_Саратов (информирование родителей детей от 0 до 3 лет о ранней помощи), реализуемого Автономной некоммерческой организацией ранней помощи и социальной поддержки семей с детьми “С первых дней” с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.