#Ранняя_помощь_Саратов

ПРОЕКТ

#Ранняя_помощь_Саратов

(информирование родителей детей от 0 до 3 лет о ранней помощи)

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Срок реализации: 01.07.2023 – 31.12.2023 г.

 

 

Что такое ранняя помощь?

Ранняя помощь – это поддержка семей с детьми от рождения до трех лет, направленная на развитие и благополучие детей, у которых выявлено отставание в развитии или существует риск его появления. Это может проявляться в таких областях развития, как социально-эмоциональное, познавательное, двигательное, коммуникативное и развитие навыков адаптации.
Программы ранней помощи направлены на поддержку компетентности родителей, включение ребенка в жизнь сверстников, повышение качества жизни семьи.
Ранняя помощь бесплатна. Ее оказывают службы и отделения, работающие на базе государственных учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты населения, а также социально ориентированные некоммерческие организации.

 

Кто нуждается в ранней помощи?

Дети, нуждающихся в услугах ранней помощи – дети от 0 до 3 лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, дети группы риска, а также их родители или законные представители.

 

Куда обратиться за ранней помощью?

В Саратове услуги ранней помощи оказывают:

 

ГАУ СО «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», отделение ранней помощи г. Саратов, ул. Гвардейская, д. 7А, тел.: (8452) 63-76-29

 

 

АНО «С первых дней» Тел., WhatsApp: +7 (987) 837-37-02, е-mail: ano-spd@yandex

 

 

 

Что означает “Ранняя помощь” детям?

Ранняя помощь – это набор услуг, которые предлагаются детям в возрасте от 0 до 3-х лет с ограниченными возможностями и тем, кто находится в зоне риска, а также их семьям. Эти услуги нацелены на:

– поддержку физического и психического развития ребенка, помощь в адаптации к повседневной жизни;
– создание благоприятных отношений между ребенком, родителями и теми, кто непосредственно ухаживает за ребенком;
– помощь ребенку в интеграции в общество и среду сверстников;
– повышение родительской и опекунской компетентности.

Если у вас есть вопросы, свяжитесь с нами.

 

Для чего необходима ранняя помощь?

В младенчестве и детстве происходит формирование будущего человека, и важно, чтобы этот процесс проходил гладко. Большинство детей постигает определенные этапы развития, такие как ходьба и речь, в ожидаемые сроки. Однако у некоторых детей развитие может быть замедленным или необычным. Возможные причины могут включать физические недостатки или неблагоприятную среду, либо сочетание этих факторов. Если детям, нуждающимся в услугах раннего вмешательства, их не предоставить, они могут столкнуться с более значительными ограничениями в жизни.

Раннее вмешательство для ребенка и его семьи может:

– улучшить функциональность ребенка (его способность участвовать в повседневных домашних, внедомашних и общественных делах);

– способствовать улучшению качества взаимодействия и отношений между ребенком и родителями, а также другими лицами, ухаживающими за ним;

– помочь родителям и другим лицам, ухаживающим за ребенком, стать более компетентными в вопросах его развития и воспитания;

– позволить ребенку включиться в среду сверстников и расширить его социальные контакты.

Если у вас есть какие-либо вопросы или вам нужна дополнительная информация, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам.

 

В каких случаях следует обращаться за ранней помощью?

Если у вас возникли какие-либо из следующих ситуаций, это может быть сигналом для обращения за ранней помощью:

  1. Если у вас есть какие-то опасения или вопросы по поводу развития и воспитания вашего ребенка.
  2. Если вы заметили, что развитие или поведение вашего ребенка отличается от сверстников.
  3. Если ваш ребенок родился раньше срока.
  4. Если вашему ребенку был поставлен медицинский диагноз, который может повлиять на его развитие.
  5. Если у вашего ребенка есть инвалидность.
  6. Если ваша семья сталкивается с сложными обстоятельствами, которые могут влиять на развитие и поведение вашего ребенка.
  7. Если вы мама или папа ребенка в возрасте от 0 до 3 лет, и вам требуется помощь и поддержка.

Если у вас есть вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь связаться с нами.

 

Какие услуги входят в раннюю помощь?

Сегодня мы поговорим о том, какие услуги предоставляются в рамках ранней помощи. Вот список услуг, которые мы предлагаем:

– Определение необходимости в ранней помощи для ребенка и его семьи.
– Проведение оценки и разработка индивидуальной программы ранней помощи.
– Оказание услуг в соответствии с индивидуальной программой: помощь в развитии функционирования ребенка в повседневных ситуациях, развитие его общения и речи, мобильности, самообслуживания и бытовых навыков, познавательной активности, психологическое консультирование, поддержка социализации.
– Промежуточная и итоговая оценка эффективности индивидуальной программы.
Также мы предлагаем некоторые дополнительные услуги: продолжительное консультирование, краткосрочное предоставление услуг без разработки индивидуальной программы, консультирование родителей во время адаптации ребенка к образовательному учреждению.

Если у вас возникнут вопросы, пожалуйста, свяжитесь с нами.

 

Какие навыки у детей от 0 до 3 лет развиваются при ранней помощи?

Навыки, которые развиваются у детей 0-3 лет при ранней помощи, включают:
  1. Социальные навыки: Ранняя помощь помогает детям развивать социальные навыки, такие как общение, игра с другими детьми, умение делиться и сотрудничать. Это также помогает преодолеть застенчивость и улучшить самооценку.
  2. Когнитивные навыки: Дети учатся думать, решать проблемы, понимать причинно-следственные связи и развивать свои умственные способности.
  3. Физические навыки: В процессе активности и игр с другими детьми и взрослыми, дети развивают координацию движений, моторику и общую физическую подготовку.
  4. Эмоциональные навыки: Дети обучаются распознавать и выражать свои эмоции, справляться со стрессом и тревогой, а также развивать самоконтроль.
  5. Навыки самообслуживания: Ранняя помощь способствует развитию навыков самообслуживания, таких как умение одеваться, кушать, пользоваться туалетом и выполнять простые домашние обязанности.
  6. Речь и язык: Раннее вмешательство помогает развивать речь ребенка, его словарный запас и понимание языка. Это важно для успешного обучения в будущем.
  7. Творческие навыки: Игры и занятия, предлагаемые в рамках ранней помощи, способствуют развитию творческих способностей ребенка, таких как воображение, креативность и художественное выражение.
  8. Отношения с родителями: Ранняя помощь также помогает родителям лучше понимать потребности своего ребенка и строить с ним крепкие, доверительные отношения.
  9. Готовность к обучению: Ранняя помощь подготавливает детей к успешному обучению в школе, развивая их мотивацию, внимание и умение сосредотачиваться.

Все эти навыки важны для развития ребенка и его будущего успеха. Родителям важно понимать, что каждый ребенок уникален и развивается в своем собственном темпе. Важно поддерживать ребенка в его развитии и обращаться за помощью, если возникают какие-либо трудности.

Консультации для родителей детей раннего возраста

АНО “С первых дней” проводит бесплатные консультации для родителей детей от 0 до 3 лет. Наши специалисты помогут вам разобраться в развитии вашего ребенка и выявить возможные проблемы.

С какими проблемами к нам обращаются родители:

  • Задержка речевого развития
  • Трудности коммуникации
  • Сложности в приеме пищи
  • Ребенок плохо реагирует на обращенную речь, имеет очень маленький словарный запас
  • Играет однообразно, не интересуется игрушками, с трудом идет на контакт
  • Ребенок есть однообразную пищу, имеет проблемы с жеванием и глотанием
  • Как проходит консультация?

Консультация проходит в формате беседы с психологом, логопедом или дефектологом. В ходе беседы специалист выясняет, как развивается ваш ребенок, какие у него есть особенности, и дает рекомендации по его воспитанию и обучению.

Записаться на консультацию можно по телефону:

+7 (987) 837-37-02

Запись на бесплатные консультации продолжается, и у нас осталось всего 10 свободных мест.
Каждый маленький участник получит не только квалифицированную помощь, но и замечательный подарок от нашей команды.

Мы ждем вас!

Почему нужен специалист по ранней помощи?

В последнее десятилетие развитие ранней помощи в мире привело к возникновению и активному развитию новой специальности с квалификацией «специалист в области ранней помощи детям и семьям». Её появление обусловлено целым рядом причин.

Во-первых, в ранней помощи нуждаются дети, имеющие сочетание нарушений сразу в нескольких областях развития/функционирования, и для оказания им помощи необходимо одновременно несколько специалистов, что требует значительных временных, пространственных и финансовых затрат. Гораздо экономичнее организовать работу одного специалиста, который обладает комплексными знаниями и компетенциями, соответствующими большинству потребностей ребенка и семьи.

Во-вторых, исследования в области ранней помощи свидетельствуют об эффективности обучения маленького ребенка в естественной среде, в ежедневных жизненных ситуациях, что требует оказания помощи в домашних условиях. В соответствии с этим, оказание услуг ранней помощи переориентируется с посещения семьей учреждения на организацию домашних визитов и работу в естественной среде ребенка. При этом для программы ранней помощи и семьи наиболее простым и естественным является организация домашнего визита или приема в центре одним специалистом.

В-третьих, ведущим принципом оказания услуг ранней помощи является семейно-ориентированность с установлением и поддержанием зачастую долговременных отношений сотрудничества и партнерства с ребенком и семьей. Для построения таких отношений семье важно строить взаимодействие с одним специалистом.

В-четвертых, ранняя помощь должна быть доступна всем детям, независимо от места проживания. И, если семья живет в селе/деревне/поселке, где нет возможности открыть подразделение ранней помощи, лучшим выходом будет организовать работу кабинета ранней помощи. Работающий в нем «специалист в области ранней помощи» обеспечит необходимыми услугами детей и их семьи, оказываемых в форме домашних визитов.

Специалист по ранней помощи оказывает поддержку семьям с детьми младенческого и раннего возраста, решая задачи создания условий развития ребенка, предотвращения или снижения задержек, нарушений развития и поведения, ограничений жизнедеятельности. Для этого он использует специфические подходы: биопсихосоциальный, семейно-центрированный, обучения ребенка в естественных жизненных ситуациях с опорой на его собственную активность, функциональный подход, а также подход, способствующий формированию психического здоровья ребенка во взаимодействии и формировании отношений с родителями.

Специалист по ранней помощи самостоятельно работает с семьей в целом, создаёт, развивает и поддерживает постоянные рабочие отношения с семьёй. Он становится главным экспертом по «целому» ребенку, а не только сосредотачивается на отдельных областях развития ребенка или на его «неумениях» в этих областях. Специалист вместе с родителями предоставляет ребенку возможность использовать свои сильные стороны и участвовать в своем развитии.

Такой подход минимизирует негативные последствия для психоэмоционального состояния ребенка раннего возраста и его родителей, когда семья контактирует с несколькими разными специалистами. Вместо фрагментарного подхода и множества рекомендаций от разных специалистов, семья получает скоординированную помощь из «одного окна».

Источник: ИРАВ https://irav-spb.ru/

Какими навыками должен обладать специалист по ранней помощи?

Специалист по ранней помощи должен иметь междисциплинарную подготовку и обладать разнообразными компетенциями в таких областях, как:

  1. Поддержка развития детей с различными ограничениями жизнедеятельности (задержками развития, ограничениями способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться, различной степени выраженности)
  2. Работа с диадой «мать-ребенок», с семьей в целом
  3. Консультирование и применение коучинговых стратегий для повышения компетентности родителей, вовлечения их в сотрудничающие отношения, усиления их возможностей
  4. Оказание психологической поддержки семье

Очевидно, что специалисту необходимы новые междисциплинарные профессиональные знания, умения и навыки, например:
а) навыки организации помощи ребенку и семье по технологии ранней помощи в соответствии с основными принципами и подходами
б) знания возрастных норм развития детей раннего возраста во всех областях
в) знания видов нарушений функционирования и психического здоровья детей раннего возраста
г) навыки проведения комплексной оценки развития и функционирования детей раннего возраста, включая сферы познания, коммуникации, мобильности, социального взаимодействия, заботы о себе
д) знания о комплексных программах помощи ребенку, основанных на собственной активности ребенка и его участии в ЕЖС
навыки построения и реализации комплексных программ помощи ребенку и его семье
е) знания и навыки организации игрового взаимодействия и способов поддержки развития детей с различными нарушениями (сенсорными, двигательными, речевыми, ментальными, множественными)
ж) знания об адаптации окружающей среды в соответствии с потребностями ребенка
з) навыки консультирования и применения коучинговых стратегий для обучения родителей

  • Для того, чтобы обеспечить возможность улучшения функционирования ребенка и его обучение в ЕЖС, специалист по ранней помощи решает ряд ключевых задач:
  • в партнерстве с родителями проводит комплексную оценку функционирования ребенка и разработку индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП), включающую использование современных методик с доказанной эффективностью, подбор способов обучать ребенка
  • организует реализацию ИПРП, для чего помогает родителям овладеть эффективными способами взаимодействия с ребенком, поддержки его развития и улучшения функционирования в ЕЖС, с учетом потребностей, ресурсов и ограничений как ребенка, так и его семьи, а также помогает в оптимизации развивающей среды ребенка
  • содействует формированию позитивных отношений родителей с ребенком для его оптимального личностного развития, как человека активного, вовлеченного, способного, самостоятельного
  • заботится о стабилизации психологического состояния родителей
  • в партнерстве с родителями проводит мониторинг результативности реализации ИПРП и обеспечивает внесение в неё необходимых изменений

Источник: ИРАВ https://irav-spb.ru/

ПОЧЕМУ СПЕЦИАЛИСТ ПО РАННЕЙ ПОМОЩИ НЕЗАМЕНИМ?

Необходимо заметить, что в настоящее время в системе ранней помощи работают разные специалисты: логопеды, педагоги, психологи, специалисты по АФК и часто другие. Однако, если изучить профессиональный стандарт / проект каждого из них, можно увидеть, что целью профессиональной деятельности этих специалистов являются совершенно иные трудовые функции, которые обеспечивают довольно узкие и специфические навыки детям. Существующие профессиональные стандарты / проекты специалистов, уже работающих в сфере ранней помощи, не включают в себя необходимых компетенций в сфере ранней помощи, не покрывают ключевых трудовых функций, не требуют комплексных знаний, не учитывают специфику обучения младенцев и детей раннего возраста.

Так основной целью профессиональной деятельности педагога-дефектолога (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог) является «Организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми для жизни человека в обществе, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; оказание коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; методическое обеспечение процессов образования, оказания коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья».

Основной целью профессиональной деятельности педагога-психолога (в сфере образования) является «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации …»

Если исходить из понимания целостности функционирования ребенка, учета взаимовлияния разных факторов в развитии ребенка, целей улучшения функционирования ребенка и повышения компетентности родителей в разных вопросах, критически важен специалист со специфическими компетенциями, относящимися к широкому кругу функционирования ребенка и семьи. К сожалению, упомянутые выше специалисты не могут ответить на современные требования к содержанию помощи. Имеющиеся в Российской Федерации профессиональные стандарты, требования к образованию, обучению и трудовым функциям не соответствуют требованиям, предъявляемым к работе в области ранней помощи.

Ранняя помощь – важнейший элемент системы, влияющей на благополучие не только детей с ограничениями жизнедеятельности и их семей, детей и семей из группы риска, но и общества в целом, поэтому ее развитие и качественное осуществление являются одними из важнейших задач развития страны. Специалист по ранней помощи – краеугольный камень всей системы ранней помощи. Без появления таких специалистов в достаточном количестве и соответствующем качестве говорить о становлении в России системы ранней помощи невозможно. Сейчас актуальным является вопрос создания профессионального стандарта «Специалист по ранней помощи детям и их семьям», который позволит предоставлять детям и семьям помощь, ориентированную в целом на их жизнь, избежать разрозненности и фрагментарности, чего трудно достичь, если помощь оказывают несколько узких специалистов, даже получивших дополнительное профессиональное образование по ранней помощи.

Источник: ИРАВ https://irav-spb.ru/

Публикации размещены в рамках проекта #Ранняя_помощь_Саратов (информирование родителей детей от 0 до 3 лет о ранней помощи), реализуемого Автономной некоммерческой организацией ранней помощи и социальной поддержки семей с детьми “С первых дней” с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.